
17 июля 2019 года
Федеральным законом от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», направленные на усиление защиты интересов граждан, а также на поддержку застройщиков.
Ключевыми мерами, направленными на восстановление прав пострадавших граждан – участников долевого строительства, стали:
наделение регионов полномочиями по созданию фондов (далее региональные фонды), которые смогут достраивать проблемные объекты за счет государственных средств с установлением жесткого контроля за целевым расходованием таких средств через механизм обязательного банковского сопровождения их деятельности;
установление обязанности губернаторов по утверждению планов-графиков достройки проблемных объектов с одновременным формированием в единой информационной системе жилищного строительства публичного реестра проблемных объектов;
обеспечение выплаты возмещения гражданам независимо от факта уплаты обязательных взносов в компенсационный фонд;
изменение порядка расчета выплаты возмещения: вместо определения рыночной стоимости жилого помещения на момент заключения договора участия в долевом строительстве ее размер предлагается определять исходя из рыночной стоимости жилья на момент выплаты возмещения, но не менее уплаченной по договору цены;
обеспечение возможности выплаты возмещения гражданам не только по жилым помещениям, в отношении которых осуществлялись взносы в компенсационный фонд, но и по нежилым помещениям (машино-места и кладовки), права требования по которым с нынешнего года включаются в реестр требований участников строительства;
решение проблемы так называемых «двойных продаж», связанной с возникновением у граждан требований о передаче одних и тех же помещений в строящемся доме (проектируемый механизм предполагает, что при наличии у граждан требований о передаче одних и тех же помещений помещения получат те граждане, чьи требования возникли первыми, остальным выплачивается возмещение);
исключение юридического лица из числа участников строительства применительно к процедуре банкротства застройщика;
предоставление возможности направить государственное финансирование на достройку проблемных объектов, переданных жилищно-строительным кооперативам в ходе процедур банкротства застройщиков.
При этом в целях исключения возможных злоупотреблений в деятельности региональных фондов предусмотрено:
установление нормативным актом субъектов РФ плана деятельности регионального фонда, финансового плана доходов и расходов (бюджета) фонда, в том числе сметы административно-хозяйственных расходов, штатного расписания, размера фонда оплаты труда работников фонда;
установление нормативным актом Правительства РФ порядка финансирования публично-правовой компанией мероприятий по достройке проблемных объектов;
предоставление регионам возможности направлять средства бюджета в региональные фонды напрямую, минуя Фонд защиты дольщиков, при условии их субсидиарной ответственности за такие фонды.
Ключевыми мерами, направленными на защиту интересов граждан, желающих приобрести жилые и нежилые помещения для постоянного проживания после 1 июля 2019 года, выступили:
распространение на застройщиков апартаментов требований, аналогичных требованиям к застройщикам многоквартирных домов (привлечение средств граждан исключительно по ДДУ, реализация новых проектов только со счетами эскроу);
установление запрета на использование любых опосредованных схем привлечения средств граждан в строительство многоквартирных домов (продажа гражданам ценных бумаг, участие в ПИФах и т.д.);
устранение ограничений для зачисления средств материнского капитала на счета эскроу в целях предоставления гражданам возможности приобретения с их помощью строящегося жилья.
Ключевые меры, устанавливающие особенности регулирования градостроительной деятельности для Москвы:
наделение Москвы полномочиями по обращению в суд с заявлением о банкротстве застройщика и предоставлению в арбитражный суд кандидатур арбитражных управляющих в деле о банкротстве застройщика, в случае если он строит все объекты на территории города;
возможность выдавать разрешения на строительство в электронном виде через собственную информационную систему, синхронизированную с единой информационной системой жилищного строительства;
упрощенный порядок образования земельного участка под многоквартирным домом на основании схемы его расположения на кадастровом плане территории;
установление законом о статусе столицы особенностей ценообразования и сметного нормирования, в том числе определения сметной стоимости строительства возводимых в Москве объектов капстроительства.
Ключевые меры, направленные на поддержку застройщиков:
оптимизация требований в отношении действующих проектов строительства в целях обеспечения их плавного перехода на использование счетов эскроу с 1 июля 2019 года;
возможность выдачи уполномоченным банком в сфере жилищного строительства целевых кредитов застройщикам;
распространение поручительства Фонда на целевые кредиты, привлекаемые застройщиками у всех уполномоченных банков;
перевод в электронный вид административных процедур, связанных с выдачей застройщику заключения о соответствии;
обеспечение возможности использования при проектировании и строительстве федеральных единичных расценок, позволяющих застройщикам применять ранее разработанные сметные нормы с учетом новых технологий, материалов и оборудования;
исключение обязанности застройщика указывать на своем интернет-сайте информацию о раскрытии сведений в единой информационной системе жилищного строительства;
установление порядка определения предельных параметров и расчетных показателей для земельных участков, образуемых из исходного;
отказ от получения застройщиками заключений о соответствии в отношении объектов, строительство которых будет осуществляться с использованием счетов эскроу (по истечении двухлетнего переходного периода);
уточнение порядка использования застройщиками расчетных счетов при исключении кредитной организации из перечня уполномоченных банков;
предоставление застройщикам возможности однократного добровольного перевода реализуемых проектов строительства на счета эскроу, если после 1 июля т.г. они сохранили возможность привлекать средства граждан без использования счетов эскроу;
распространение критериев соответствия «старым правилам» на проект строительства, а не на объект строительства;
упрощенный порядок образования земельного участка под многоквартирным домом на основании схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Поделиться:
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Google+ (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
- Поделиться в Skype (Открывается в новом окне)