Разъясняющая информация о ключевых изменениях в Закон о долевом строительстве

17 июля 2019 года

Федеральным законом от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», направленные на усиление защиты интересов граждан, а также на поддержку застройщиков. 

Ключевыми мерами, направленными на восстановление прав пострадавших граждан – участников долевого строительства, стали: 

наделение регионов полномочиями по созданию фондов (далее региональные фонды), которые смогут достраивать проблемные объекты за счет государственных средств с установлением жесткого контроля за целевым расходованием таких средств через механизм обязательного банковского сопровождения их деятельности;

установление обязанности губернаторов по утверждению планов-графиков достройки проблемных объектов с одновременным формированием в единой информационной системе жилищного строительства публичного реестра проблемных объектов;

обеспечение выплаты возмещения гражданам независимо от факта уплаты обязательных взносов в компенсационный фонд; 

изменение порядка расчета выплаты возмещения: вместо определения рыночной стоимости жилого помещения на момент заключения договора участия в долевом строительстве ее размер предлагается определять исходя из рыночной стоимости жилья на момент выплаты возмещения, но не менее уплаченной по договору цены;

обеспечение возможности выплаты возмещения гражданам не только по жилым помещениям, в отношении которых осуществлялись взносы в компенсационный фонд, но и по нежилым помещениям (машино-места и кладовки), права требования по которым с нынешнего года включаются в реестр требований участников строительства;

решение проблемы так называемых «двойных продаж», связанной с возникновением у граждан требований о передаче одних и тех же помещений в строящемся доме (проектируемый механизм предполагает, что при наличии у граждан требований о передаче одних и тех же помещений помещения получат те граждане, чьи требования возникли первыми, остальным выплачивается возмещение);

исключение юридического лица из числа участников строительства применительно к процедуре банкротства застройщика; 

предоставление возможности направить государственное финансирование на достройку проблемных объектов, переданных жилищно-строительным кооперативам в ходе процедур банкротства застройщиков.

При этом в целях исключения возможных злоупотреблений в деятельности региональных фондов предусмотрено:

установление нормативным актом субъектов РФ плана деятельности регионального фонда, финансового плана доходов и расходов (бюджета) фонда, в том числе сметы административно-хозяйственных расходов, штатного расписания, размера фонда оплаты труда работников фонда;

установление нормативным актом Правительства РФ порядка финансирования публично-правовой компанией мероприятий по достройке проблемных объектов;

предоставление регионам возможности направлять средства бюджета в региональные фонды напрямую, минуя Фонд защиты дольщиков, при условии их субсидиарной ответственности за такие фонды.

Ключевыми мерами, направленными на защиту интересов граждан, желающих приобрести жилые и нежилые помещения для постоянного проживания после 1 июля 2019 года, выступили: 

распространение на застройщиков апартаментов требований, аналогичных требованиям к застройщикам многоквартирных домов (привлечение средств граждан исключительно по ДДУ, реализация новых проектов только со счетами эскроу);

установление запрета на использование любых опосредованных схем привлечения средств граждан в строительство многоквартирных домов (продажа гражданам ценных бумаг, участие в ПИФах и т.д.);

устранение ограничений для зачисления средств материнского капитала на счета эскроу в целях предоставления гражданам возможности приобретения с их помощью строящегося жилья.

Ключевые меры, устанавливающие особенности регулирования градостроительной деятельности для Москвы: 

наделение Москвы полномочиями по обращению в суд с заявлением о банкротстве застройщика и предоставлению в арбитражный суд кандидатур  арбитражных управляющих в деле о банкротстве застройщика, в случае если он строит все объекты на территории города;

возможность выдавать разрешения на строительство в электронном виде через собственную информационную систему, синхронизированную с единой информационной системой жилищного строительства;

упрощенный порядок образования земельного участка под многоквартирным домом на основании схемы его расположения на кадастровом плане территории;

установление законом о статусе столицы особенностей ценообразования и сметного нормирования, в том числе определения сметной стоимости строительства возводимых в Москве объектов капстроительства.

Ключевые меры, направленные на поддержку застройщиков:

оптимизация требований в отношении действующих проектов строительства в целях обеспечения их плавного перехода на использование счетов эскроу с 1 июля 2019 года;

возможность выдачи уполномоченным банком в сфере жилищного строительства целевых кредитов застройщикам; 

распространение поручительства Фонда на целевые кредиты, привлекаемые застройщиками у всех уполномоченных банков;

перевод в электронный вид административных процедур, связанных с выдачей застройщику заключения о соответствии; 

обеспечение возможности использования при проектировании и строительстве федеральных единичных расценок, позволяющих застройщикам применять ранее разработанные сметные нормы с учетом новых технологий, материалов и оборудования;

исключение обязанности застройщика указывать на своем интернет-сайте информацию о раскрытии сведений в единой информационной системе жилищного строительства;

установление порядка определения предельных параметров и расчетных показателей для земельных участков, образуемых из исходного;

отказ от получения застройщиками заключений о соответствии в отношении объектов, строительство которых будет осуществляться с использованием счетов эскроу (по истечении двухлетнего переходного периода);

уточнение порядка использования застройщиками расчетных счетов при исключении кредитной организации из перечня уполномоченных банков;

предоставление застройщикам возможности однократного добровольного перевода реализуемых проектов строительства на счета эскроу, если после 1 июля т.г. они сохранили возможность привлекать средства граждан без использования счетов эскроу;

распространение критериев соответствия «старым правилам» на проект строительства, а не на объект строительства;

упрощенный порядок образования земельного участка под многоквартирным домом на основании схемы его расположения на кадастровом плане территории.