Николай Николаев: мы начали системную работу по реформированию системы долевого строительства в стране

24 января 2018 года Государственная Дума приняла в первом чтении два законопроекта, направленные на защиту прав участников долевого строительства.

Речь идет о внесении изменений в федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» и в Кодекс об административных правонарушениях, разработанных во исполнение поручений Президента. Авторами законопроектов являются Председатель Госдумы Вячеслав Володин, а также представители всех думских фракций.

Представляя законопроекты на заседании нижней палаты парламента, Председатель Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев отметил, что данные инициативы «исключительно важны и для огромного количества граждан нашей страны, и для сферы жилищного строительства». 

По его словам, рассматриваемые сегодня инициативы направлены на повышение безопасности вложений граждан в рынок жилищного строительства и повышение его надежности, привлекательности и прозрачности. «Это, несомненно, должно привести, в том числе, и к увеличению объемов строящегося жилья и повышению доступности жилья для наших граждан», — считает парламентарий.

Законопроект предусматривает создание единой вертикали органов государственной власти, которая будет отвечать за контроль и надзор в области долевого строительства. Соответствующие требования должны быть разработаны и утверждены Правительством.

Кроме того, предлагается усилить роль Единой информационной системы жилищного строительства, которая начала работу с 1 января 2018 года. Создание такой системы было предусмотрено законом об особенностях формирования компенсационного фонда долевого строительства, который был принят Госдумой в прошлом году. «Мы считаем необходимым в данном законопроекте обязать различные организации, которые работают в этой сфере передавать информацию, и в законопроекте-спутнике (изменения в Кодекс об административных правонарушениях) мы предлагаем ввести штрафы за непредоставление информации в данную информационную систему», — добавил парламентарий. По его мнению, Единая информационная система жилищного строительства должна стать, в том числе, инструментом общественного контроля за реализацией всех проектов долевого строительства.

«Дополнительно мы предлагаем установить порядок текущего надзора за деятельностью застройщиков. Речь идет не о контроле за соответствием законодательству на входе в проект, — пояснил Николаев. — Очень важно, что мы даем полномочия и Фонду защиты прав участников долевого строительства, и органам государственной власти надзирать за текущим соответствием того или иного застройщика. И если застройщик во время реализации проекта нарушает это законодательства, мы говорим о том, что необходимо приостанавливать его деятельность в части привлечения средств граждан».

Законопроектом также предлагается запретить использование некоторых способов привлечения средств граждан в долевое строительство. «В 214-м федеральном законе на сегодняшний день есть три таких способа, — напомнил глава думского комитета. — Это договоры долевого участия, и здесь мы проделали огромную работу, чтобы защитить тех граждан, которые их подписывают. Но есть и другие два способа — через жилищно-строительные кооперативы и через специальные облигации, так называемые жилищные сертификаты».

«Специальные облигация не пользовались спросом, но надо заметить, что на сегодняшний день те люди, которые захотят такие облигации купить, они абсолютно не защищены, и чтобы предотвратить факты обмана наших граждан мы предлагаем исключить этот вид привлечения средств в долевое строительство», — отметил Николаев.

Парламентарий обратил внимание на то, что речь не идет о жилищных сертификатах, которые выдают военнослужащим на получение квартир. «Это именно специальные облигации, которые могут выпускать застройщики в соответствии с действующим законодательством», — пояснил он.

«Исключительно важное новшество, которое мы предлагаем это введение ответственности бенефициаров, владельцев компаний-застройщиков за те убытки, которые застройщик может нанести гражданам-участникам долевого строительства, — продолжил Николаев. — Мы предлагаем по аналогии с банковской системой определить, что таким бенефициаром является лицо, которое владеет более чем пятью процентами акций застройщика, и дополнительно обращаю ваше внимание, что речь идет о солидарной ответственности владельца застройщика».

Также депутат сообщил, что предлагается усилить контрольные функции банковского сопровождения. Банки получат возможность, в случае нецелевого использования застройщиком средств граждан, приостанавливать данные платежи и сообщать об этом в надзорные органы. «Мы уточняем положения законодательства о долевом строительстве в части установления особенностей взаимодействия застройщиков с уполномоченными банками и целый ряд иных технических вопросов, которые уточняют положения принятого нами в прошлом году законопроекта о создании публично-правовой компании — Фонд защиты прав участников долевого строительства», — добавил глава думского комитета.

Помимо ответственности за непредоставление информации в информационную систему, поправками в Кодекс об административных правонарушениях предусматривается наказание за необоснованное принятие должностным лицом контролирующего органа решения о выдаче, либо об отказе в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной документации установленным требованиям, а также на за незаконное использование в своем наименовании слов «специализированный застройщик».

«Очень важно, что мы с вами начали системную работу по реформированию системы долевого строительства в стране», — заявил Николаев.