Итоги заседания рабочей группы по защите прав граждан – участников долевого строительства

24 ноября 2017 года

Комитет ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям провел очередное заседание рабочей группы по защите прав граждан участников долевого строительства. 

Открывая заседание ее руководитель Николай Николаев сообщил, что в Государственную Думу внесен законопроект, соавторами которого выступили Председатель Государственной Думы, представители всех фракций и руководители комитетов, имеющих прямое отношение к законодательному регулированию сферы строительства жилья.

Законопроект предполагает ряд серьезных нововведений таких как установление единой вертикали контроля за долевым строительством, отмена в Федеральном законе 214-ФЗ   возможности привлекать средства через специальные облигации, так называемые жилищные сертификаты, а также введение ограничений по привлечению средств в долевое строительство через жилищно-строительные и жилищно-накопительные кооперативы, за исключением отдельных. 

Помимо этого, законопроектом предлагается ввести солидарную ответственность владельцев (бенефициаров) застройщиков. К их числу относятся владельцы   более 5 процентов активов компаний-застройщиков. 

Также авторами законопроекта предлагается предоставить банкам больше полномочий при банковском сопровождении и дать им право приостанавливать платежи, если есть подозрения на нецелевое назначение этого платежа.

 Законопроект предлагает дать возможность как контролирующим органам, так и компенсационному фонду долевого строительства по защите прав участников долевого строительства осуществлять постоянный контроль за текущим финансовым состоянием застройщика. 

Дополнительно к указанному законопроекту внесен и законопроект-спутник, вносящий изменения в Кодекс об административных правонарушениях, и предусматривающий введение ответственности, за неправомерное использование наименования «специализированный застройщик», за неправомерную выдачу заключения о соответствии застройщика требованиям законодательства и, наконец, за непредоставление информации в информационную систему жилищного строительства, которая начинает работать с 1 января 2018 года. 

По словам, Николаева, в январе 2018 года законопроект может быть вынесен на рассмотрение Государственной Думой. 

В ходе заседаний участники рабочей группы заслушали доклад Управляющего директора Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Алексея Ниденса о ходе работы над созданием Единой государственной информационной системы.

Он сообщил, что система будет направлена на обеспечение прозрачности рынка строительства. Она разработана совместно с Высшей школой экономики и имеет цель охватить полный жизненный цикл строительства всех существующих жилых объектов — от принятия решения потенциальным застройщиком и выбора земельного участка до сдачи объектов в эксплуатацию. 

 В этом случае граждане и органы власти смогут использовать предоставленную информацию уже на этапе выбора застройщика, а также с целью сопоставления рынка строительства жилья с соседними схожими регионами.

Сегодня собрана и внесена в систему полная информация по более, чем 6 тысячам застройщиков: какие объекты ими построены, соблюдение сроков их сдачи, предоставлены строительные документы, а также контактные данные и   информация о собственниках (бенефициарах). Дополнительно будет предоставлена информация об ипотечном кредитовании: по каким ставкам и в каком объёме, какие кредитные организации предоставляют такую возможность. 

По словам Ниденса, еще до начала публичной работы информационной системы, ее данные уже были использованы в тестовом режиме для оповещения более 3 тысяч застройщиков о начале работы публичной правовой компании – фонде защиты прав граждан участников долевого строительства. 

 Особое внимание АИЖК уделяет сбору данных по проблемным объектам жилищного строительства, которая продолжает поступать от Минстроя. Так, на сегодня уже внесено белее 70 процентов информации, а завершение ее сбора и внесения в базу планируется закончить до конца ноября. 

Интересно, что система будет иметь, в том числе и такой функционал, как «личный кабинет» застройщика, через который с целью оформления разрешения на строительство он будет предоставлять проектную декларацию   и в дальнейшем информацию о ходе строительства.  Такая информация будет открытой как для дольщиков, так и для всех контролирующих организаций.  

Относительно тех проблемных объектов, которых нет в «дорожных картах» докладчик пояснил, что Агентство осуществляет сбор информации о застройщиках либо уже банкротах, либо начавших процедуру банкротства с целью выявления объектов, находящихся на стадии строительства, но не попавших в «дорожные карты»: «Сейчас уже, не дожидаясь, когда по формальным признакам регионы внесут эти объекты в «дорожные карты», мы информацию уже начали собирать, потому что с большой долью вероятности они, к сожалению, до такого состояния могут дойти».

Также Ниденс добавил, что уже сегодня на основе опыта страховых компаний, а также международной практики разрабатывает модель анализа и критерии оценки, по которым будет возможно уже спрогнозировать, что объект может стать проблемным.  В этой связи, для того, чтобы модель работала, возможно, потребуется внесение изменений в нормативную базу.  В этом случае, когда информационная система полностью начнет свою работу, по мнению представителя АИЖК, проблема определения проблемных объектов полностью «изживёт себя». 

С докладом по проблеме включения граждан в реестр пострадавших, о том, как на сегодняшний день ведется работа по корректировке критериев  их отнесения к числу «обманутых дольщиков», согласно Приказа 560-пр Минстроя России выступила Директор Департамента жилищной политики Ольга Корниенко. Она заявила, что ведомство в полном объёме учло предложения рабочей группы. В итоговом варианте доработанного в ближайшее время текста предлагается: 

  • В характеристиках проблемного объекта сократить сроки неисполнения обязательств застройщиком с 9 до 6 месяцев.  Из характеристик проблемного объекта, при которых гражданин не относился к числу пострадавших, будет полностью исключен пункт о том, что строительство ведётся с нарушением требований градостроительного плана или на квартиры в судебном порядке признаны права собственного собственности. Согласно новым положениям, объект если был признан проблемным и включён в «дорожную карту» региона, то независимо от того, было ли   это включение по 403-му приказу Минрегиона, либо объект был включён по 560-му приказу, то даже если произошел прирост вложений, со нему все равно может продолжаться включение граждан в реестр.
  • Дополнить новым критерием для проблемного объекта введение процедуры банкротства, то есть отдельным, самостоятельным, независимо от наличия либо отсутствия вложений, независимо от наличия либо отсутствия просрочки исполнения обязательств, введение любой из процедур банкротства будет являться основанием для признания объекта проблемным.
  • Уточнить критерии, связанные со страхованием и поручительством. Предлагается дополнить критерии включения гражданина в реестр невозможностью осуществления выплаты по договору участия в долевом строительстве в случае признания соответствующей кредитной или страховой организации банкротом или её ликвидации. Затем, мы уточняем, круг лиц, имеющих право на получение мер государственной поддержки.
  • Уточнить пункты, связанные с предоставлением и подтверждением гражданином предоставляемой им для включения в реестр информации. Проект нормативного акта о внесении изменений в критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан сейчас размешен на regulation.gov.ru и направлен в ФОИВы на согласование.

Говоря об окончательных сроках утверждения изменений Приказа 560-пр, Корниенко заверила, что ведомство планирует завершить всю эту работу до конца 2017 года. При этом, по словам докладчика, за 4 квартал этого года застройщики будут сдавать отчетность уже с новой пятой формой, где будут указаны графики строительства.  

 Участники совещания обсудили вопрос работы с обращениями гражданами. Для более системного подхода Николаев предложил разработать алгоритмы действий для каждого типа проблемы с целью достижения максимальной эффективности в решении этих проблем.

Также членами рабочей группы было принято решение с целью устранения недопонимания при оформлении земельных участков обратиться к руководству АИЖК с просьбой дать подробные разъяснения о существующем механизме выделения земли в качестве компенсации привлеченным для решения проблемы недостроя новым застройщикам.

В заключении руководитель рабочей группы Николай Николаев сказал: «Нам нужно добиться того, чтобы те объекты, по которым регионы взяли на себя обязательство по завершению строительства в 2017 года, они были бы все достроены. Это будет очень серьезный сигнал, с точки зрения выполнения им всех «дорожных карт»».

 

Смотрите также